?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КВАТУ, МиГ-19...

Многие видели на входе в КВАТУ самолет МиГ-19 - точно такой же, что и в Нивенском-Северном.

Само Калининградское военное авиационно-техническое училище разрушено и уничтожено без единого выстрела, как и аэродром Нивенское. Но гордый МиГ на входе в бывшее военное училище стоит. Теперь он - памятник калининградцам - выпускникам КВАТУ, погибшим в Афгане.
Должен отметить,что это - самый ухоженный авиационный памятник на территории области.

Училище, основанное в 1966 г., в начале 90-х сначала перевели в Курган, а затем и расформировали в 1994 году. Но его выпускники продолжают нести службу в ВВС РФ и в авиации ВМФ РФ.

Хоть и не носило оно имени кого-нибудь из советских военачальников, не имело ни боевого пути, ни правительственных наград - всё равно КВАТУ занимало важное место в структуре подготовки кадров для ВВС и было по-своему привлекательным, особенно для тех, кто мечтал об авиации, но не обладал выдающимся здоровьем или задатками инженера. У выпускников школ тех лет был выбор, куда идти - не то, что сейчас - существует один какой-то безликий БФУ.

Ликом же Калининградского военного авиационно-технического училища был вот этот красавец-самолет:

IMG_6253

kvatu_old_2

Особо распространяться про историю не буду, все итак знают, что Калининградское военное авиационно-техническое училище готовило авиационных специалистов со средним специальным образованием, но при выпуске курсант получал офицерское звание. "Потолком" при выходе на пенсию было воинское звание "майор", однако я знаю массу выпускников ВВУЗов, также уволенных в запас в чине майора. Так что все относительно. Хотя, конечно, перспектива занимать одну и ту же должность начальника группы вооружения/РЭО и всю службу торчать на аэродроме прельщала не всех. Чтобы получить инженерную кабинетно-инспекторскую должность, надо было дополучать высшее авиационное образование в ВУЗе типа МАИ, а это удавалось не всем.

kvatu_old_3

Училище готовило на многие типы военных самолетов и вертолетов. Те выпускники, которым повезло и кто подходил по ВЛК, летали (и летают) борттехниками на МИ-8, АН всех модификаций, и даже на ТУ-134. Так что в каком-то смысле КВАТУ готовило и лётчиков. Знаком с одним таким, 20 лет в армии и целый капитан! Зато доволен жизнью и постоянно летает.

На территории помимо казарм и учебных корпусов были и плац, и спортгородок с бассейном, и пищеблоки со столовыми, и целый учебный аэродром, вернее, учебная стоянка учебных самолетов-вертолетов, среди которых был и МИ-6, некогда стоявший у Дворца пионеров, который мы обсуждали с grunge_kgd Не он ли это?

vert

Немного фотографий с учебной самолетной площадки, взяты с Форума СГВ в ветке выпускников КВАТУ - спасибо им за интернет-активность!

kvatu_old_6

kvatu_old_5

kvatu_old_4

На фото видны МиГ-21, МиГ-23, просматривается СУ-7 и хорошо виден СУ-24. Форумчанин с СГВ поясняет, что СУ-24 привезли из Черняховского полка, после грубой посадки. Этот самолет был одним из первых серий, полученных полком с завода.

Сегодня территория училища передана МО городу под застройку. Я не стал углубляться в дебри, не любитель лазить. Итак видно, что от училища осталось мало - самолет да учебные корпуса.

IMG_6254

IMG_6256

Порадовала своим наличием выпускаемая фара посадочного огня:

IMG_6257

МиГ, видимо, из Нивенского. Отрадно, что "приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 28 марта 2011 года № 17 МиГ-19 и памятный знак выпускникам КВАТУ, погибшим в Афганистане, получил статус выявленного объекта культурного наследия, подлежащего государственной охране".

IMG_6259

Назовём поименно:

1. Майор Мелентьев Станислав Ефимович.
Начальник связи эскадрильи Окончил Калининградское ВАТУ.
В Республике Афганистан с октября 1984 г. Неоднократно в составе экипажа вертолета Ми-6 участвовал в боевых операциях, доставляя в части и подразделения различные грузы.
Погиб 14.03.1985 г. в авиационной катастрофе при столкновении вертолета Ми-6 с афганским самолетом Су-22, совершавшим вынужденную посадку.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Черняховск Калининградской обл.

2. Капитан Малинкин Геннадий Борисович.
Помощник начальника ИАС вертолетной эскадрильи. Окончил Калининградское ВАТУ.
В Республике Афганистан с февраля 1987 г.
Погиб 14.8.1987 во время обстрела аэродрома Баграм: один из реактивных снарядов противника попал в помещение ТЭЧ, которое загорелось. Капитан Малинкин, несмотря на полученные тяжелые ранения, организовал тушение пожара. Умер от полученных ран в тот же день.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в Калининграде.

3. Капитан Дрикер Ефим Кивович.
Старший борттехник самолета Ан-12. Окончил Калининградское ВАТУ.
В Республике Афганистан с января 1981 г.
Самолет, в составе экипажа которого он выполнял боевой вылет, был сбит противником 15.02.1983 в р-не г. Джелалабад зенитной ракетой.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на кладбище "Боткино" в Ташкенте.

4. Старший лейтенант Попов Владимир Ильич
Начальник группы регламента РЭО вертолетов Ми-8.
В Республике Афганистан с августа 1981 г. Погиб 18.5.1982 г., выполняя задание по демонтажу оборудования с вертолета, сбитого противником.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Похоронен в пос. Дружба Правдинского р-на Калининградской обл. Школа в этом поселке носит его имя (friedlaender на заметку!)

5. Старший лейтенант Крылов Александр Вадимович.
Техник вертолета Ми-8МТ.
В Республике Афганистан с мая 1987 г. Погиб при выводе вертолетного полка с территории Афганистана в результате авиационной катастрофы 25.05.1988 г.

Вечная память!

IMG_6258

Бортовой номер МиГа выглядит аутентичным. Самолет восстановлен. Автору было бы интересно принять участие в таком действе - с детства было интересно, что же там осталось в кабине.

IMG_6262

IMG_6263

Если встать снизу, то легко можно представить, что самолет как-будто летит в горизонтальном полете. Может, уважаемый friedlaender зафотошопит железяки, на которых он держится, и пририсует пламя сопел (я не силен в фотошопе) - тогда размещу здесь.
Еще раз хочу отметить, что он выглядит очень ухоженным.


IMG_6265

Интересно, что главный корпус планировали не сносить, а открыть здесь школу. Скорее всего, просто разберут. Тем более там "излучение" от антенного поля. На заметку тем, кто живет в новеньких домах поблизости.

А еще его хотели передать РГУ... фу... кхе... БФУ имени Канта под учебный корпус для медицинского факультета. Но, похоже, передумали. Все равно - хана толстому духу историческое здание снесут.

IMG_6267

А ведь совсем недавно вход в главный корпус, да и само здание выглядели относительно целыми:

kvatu_old

Пожалуй, единственное, что наряду с самолетом осталось практически нетронутым. Выглядит как советское здание...

IMG_6269

IMG_6270

...но внезапно немецкое крылечко. То есть здание перестроили воены-строители в 1957 г.

IMG_6271

Если читателю интересно продолжение темы КВАТУ, то наиболее полно и иллюстрированно она развёрнута камрадами с Форум-Кёнига вот здесь.

Автор с благодарностью примет замечания и дополнения.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
friedlaender
Sep. 1st, 2014 08:54 am (UTC)
О да, насчёт этого дома у меня тоже были подозрения - уж больно некоторые окна несоветские. Самолётик порисую, конечно, только попозже, а то интернетама тупит, вся работа стоит.
andyflowers
Sep. 4th, 2014 08:25 am (UTC)
Спасибо за отличный пост. Пару дополнений: вроде бы его в 1994 никуда не переводили, а расформировали прямо там на Борзова. Я даже припоминаю репортаж на "Премьере" посвященный последнему построению личного состава. Главный учебный корпус поначалу планировали отдать юрфаку КГУ, по крайней мере в 1995-96 годах эта тема активно педалировалась среди нас (преподавателько-сутденческого состава юридического факультета). Однако, что то не сложилось и в 1999-ом юрафак все таки переехал, но в Дом Быта. МиГ действительно из Нивенского причем не просто "19", а МиГ-19С с цельноповоротным стабилизатором. В историю 689-й ИАП этот самолет вошел как самый геморойный в эксплуатации и жутко аварийный вследствие большого количества технических отказов. Переплюнуть по количеству "ям" вокруг аэродрома его не смог даже приснопамятный МиГ-23.
andyflowers
Sep. 4th, 2014 08:28 am (UTC)
А ещё я как купил первую зеркалку, ниразу не раздумывал какая у меня будет самая первая модель для съемки... :)
http://img-fotki.yandex.ru/get/4131/14904627.0/0_8d2e4_fd79b27e_orig
ponarther
Sep. 4th, 2014 11:11 am (UTC)
Огромное спасибо за пояснения по МиГу! То, что cтабилизатор целиком поворачивался - видно при осмотре, но что это особенность именно этой модификации - я не знал.
МиГ-19С - значит "серийный", так? т.е. первый, который в серию пошел?

Можете что-нибудь рассказать про "ямы"? Я только один случай знаю на 19-х - когда в 1975 упала спарка: лётчики решили похулиганить на ПМВ.
Или это еще МиГ-17-й был?

Если вдруг интересно - недавно был в Нивенском и фоткал в том числе МиГ, который там стоит. Место интереснейшее, одной поездки очень мало.
http://ponarther.livejournal.com/4761.html

Edited at 2014-09-04 12:33 pm (UTC)
andyflowers
Sep. 5th, 2014 02:49 pm (UTC)
По авариям и катастрофам 689-й ИАП подробно расписано в книге "Легендарный полк" http://forums.airforce.ru/attachments/literatura/45251d1354635806-ohc2zoydpr0.jpg/
Где её сейчас найти даже не знаю. Свой экземпляр я пролюбил... :(

"С" -кажись означало "стабилизатор",то есть более поздняя модификация, которую КБ Микояна пришлось провести из-за не совсем подходящего для сверхзвукового самолета руля высоты ВОВ-стайл...
ponarther
Sep. 5th, 2014 08:17 pm (UTC)
Придется идти в областную библиотеку)
( 6 comments — Leave a comment )