?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

tu-22-blind_p1

КАТАСТРОФА 14.07.1982 года

Самолет Ту-22Р №92 , авиация БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – начальник штаба полка, военный летчик 1-го класса, подполковник Аникушин В.В.
День, ПМУ.
Облет самолета после регламентных работ.

Экипаж в составе: командир корабля - подполковник Аникушин В.В., штурман корабля – помощник штурмана аэ капитан Камшекин Ф.З., оператор – офицер службы РТР капитан Мищенко А.И. выполнял облет самолета после 100-часовых регламентных работ.

Через 58 мин. после взлета на высоте 9600 м. и скорости 1240 км/ч при выполнении правого разворота в процессе проверки управления самолета нарушилось его управляемость с одновременным увеличением крена и потерей высоты. Командир корабля не смог вывести самолет из этого положения и дал команду: “Приготовиться к катапультированию!”, на высоте 1400 м. произошел сброс входных люков. На высоте 1250 м. командир дал команду: “Экипаж, покинуть самолет”. На высоте 1100 м. катапультировался оператор РТР капитан Мищенко А.И. На высоте 650 м. командир повышенным тоном дал команду: “Покидать самолет!”, однако из-за скоротечности сложившейся аварийной обстановки и малой высоты для принятия решения на покидание самолета, штурман корабля и командир корабля своевременно использовать средства спасения не смогли.

Командир и штурман корабля погибли. Самолет столкнулся с водной поверхностью и полностью разрушился.

01_1

Подполковник В.В. Аникушин.

Кадр из документального фильма
"Я-восемьдесят шестой..."

Заключение о причинах АП:
Главная причина АП – неудовлетворительная организация руководства полетами в полку, выразившаяся в том, что РП разрешил выполнять облет самолета на сверхзвуковой скорости на высоте ниже установленной Инструкцией экипажу Ту-22р и Инструкцией по производству полетов на аэродроме Чкаловск.

Непосредственной причиной АП явился полет самолета в сверхзвуковом режиме на высоте 9600 м., вместо предусмотренной РЛЭ самолета Ту-22р минимально допустимой высоты для сверхзвуковых полетов 11 100 м. При выполнении полета на сверхзвуковой скорости летчик превысил допустимую скорость 760 км/ч до высоты 11 100 м., что привело к потере управляемости самолета, выразившейся в сильном боковом крене с потерей высоты, исправить которые командир не смог.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
katarosov
Aug. 15th, 2014 04:25 am (UTC)
Человеческий фактор в чистом виде. Жаль мужиков.

В посте с порядком цмфр некий непорядок, догадываться приходится.

ponarther
Aug. 15th, 2014 12:34 pm (UTC)
Подправил вроде, спасибо.
katarosov
Aug. 15th, 2014 12:41 pm (UTC)
Тепрь все точно и предельно понятно.
УМкояна есть похожее описание гого случая.
Тоже превышение ограниенийпо остному напору.
ponarther
Aug. 15th, 2014 05:50 pm (UTC)
А я думаю - каково тем, кто единственный выживает в таких трагедиях? Вместе получали предполетные указания, вместе шли к самолету, взлетали вместе, а потом раз - и ты один, висишь на стропах и видишь внизу вырастающий огненно-черный гриб и ни одного купола, кроме твоего, в небе нет.
friedlaender
Aug. 15th, 2014 06:26 pm (UTC)
Ага, а в перспективе -допросы с пристрастием: "Скажи, а почему ты вместе с танком не сгорел?"
katarosov
Aug. 15th, 2014 07:25 pm (UTC)
Никто сейчас таких вопросов не задаёт.
katarosov
Aug. 15th, 2014 07:25 pm (UTC)
Могу сказать из личного общения с таким человеком: сначала немного пьёт, потом успокаивается и продолжает летать дальше.
ponarther
Aug. 15th, 2014 07:42 pm (UTC)
У Чечельницкого есть описание подобного случая с ТУ-22М2, который разбился в Николаеве. Тогда у самолета на взлете оторвало правую подвижную часть крыла, из крена 90 градусов единственным успел катапультироваться штурман-оператор, остальные остались в самолете. Его тогда стали пытать (Чечельницкий рассказывает) - как же так? Командир с праваком погибли, штурман погиб, а ты, оператор, уцелел? Как же так? В общем, командиры решили, что оператор летал в постоянном страхе за свою жизнь. "Вы, товарищ майор, - ..." и так далее.

Чечельницкий тоже с ним беседовал и выяснил, что у этого оператора при подобных обстоятельствах погиб однокашник, и он взял за правило - на взлете и посадке держать руки на ручках катапульты. И в этом случае привычка спасла ему жизнь - как только он понял, что самолет падает - немедленно привел в действие катапульту.

Какой конкретно рассказ - не помню, их много, но он где-то здесь - http://www.proza.ru/avtor/12omrap

НО: это был 1989 год, время замполитов и многого другого, о чем сегодня можно только прочитать или услышать из рассказов лётчиков.
А сейчас, наверное, скажут: молодец, что жив остался. И это правильно. Никому не хочется к вдовам в дверь стучать.



Edited at 2014-08-15 07:45 pm (UTC)
katarosov
Aug. 15th, 2014 07:51 pm (UTC)
Дураки его спрашивали.
Я знаю случай, относительно недавний, когда на вопрос прокурора: Как ты живой остался, ты же должен был убиться? Прокурор получил в рыло.
Летчику ничего не было, за него все стали, даже старший. прокурор.
ponarther
Aug. 16th, 2014 11:13 am (UTC)
Тоже удивился, когда ведущего звена СУ-24-х, у которого в облаках упал один из самолетов, допрашивал военный прокурор, вообще не имеющий отношения к авиации и не имеющий представления о сложных метеоусловиях, полетах строем и т.д. Но тогда грамотно разобрались. Ведущий, замкомандира полка, так замом и остался до пенсии.
katarosov
Aug. 16th, 2014 12:04 pm (UTC)
А прокуроры такие и есть. Они ни в чем не разбираются, только документы и читают.
ponarther
Aug. 16th, 2014 07:14 pm (UTC)
А адвокат катапультировавшемуся военному летчику не положен, только военный прокурор.
Самолет разбил!
Вспомнился случай с генералом Боташевым. Хоть и разбил он самолет, - наверное, не стоило его вот так из армии выгонять. Говорили, что он хороший летчик, командир и инструктор, таких сейчас мало осталось.

katarosov
Aug. 16th, 2014 07:57 pm (UTC)
Адвокат положен в судебном заседании. А на этапе предварительного следствия, по личному желанию и за свой счет.
С Канаматом история отдельная, там мног чего завязанно. Он долго к этому шел.
grunge_kgd
Sep. 7th, 2014 03:28 pm (UTC)
Видео 1974 года снятое в Чкаловске, главный герой тогда еще капитан Аникушин В.В.
http://youtu.be/gSFcQ5t-rj0?list=UUpAuvIkiaAWjapz3jq6GlRg

Edited at 2014-09-07 03:28 pm (UTC)
ponarther
Sep. 7th, 2014 03:36 pm (UTC)
Спасибо огромное. Сильное впечатление производит видео.

Edited at 2014-09-07 04:09 pm (UTC)
( 15 comments — Leave a comment )